Главная Образование

Основная Образовательная программа  

дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

"Детский сад комбинированного вида №124"

на 2018-2019 учебный год

 документ садик


СОДЕРЖАНИЕ
№ Наименование разделов Стр.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
Обязательная часть 3
Пояснительная записка 3
Цели и задачи реализации Программы 3
Принципы и подходы к формированию Программы 4
Значимые для разработки Программы характеристики, в том числе характерестики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 4
Планируемые результаты освоения Программы 18
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 21
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 29
Обязательная часть 29
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: 29
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 29
Образовательная область «Познавательное развитие» 40
Образовательная область «Речевое развитие» 55
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 61
Образовательная область «Физическое развитие» 78
Развитие игровой деятельности 83
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 87
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 96
Способы и направления поддержки детской инициативы 118
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 118
Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга 123
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 126
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 148
Обязательная часть 148
Материально-техническое обеспечение Программы. Обеспеченность Программы методическими материалами и средствами обучения и воспитания 148
Организация режима ДОУ 152
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 160
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 172
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 176
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 177
Краткая презентация Программы 179
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 124» (далее – Программа, ДОУ) разработана на основании нормативных документов:
- Федерального Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
-«Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 (с изменениями и дополнениями);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Лицензии на право осуществления образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 124», выданная комитетом образования и науки Курской области. Регистрационный номер № 1794 от 27.12.2013, серия 46 №000628
- Устава ДОУ
- Свидетельство о государственной аккредитации серия 46 № 000109
- Положения об основной образовательной программе дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 124».
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в ДОУ на 2018-2019 учебный год на уровне дошкольного образования и обеспечивает развитие личности воспитанников в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на создание условий, которые способствуют полноценному развитию личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Цели и задачи реализации Программы
Программа направлена на достижение следующих целей:
- повышения социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение равенства возможностей для каждого воспитанника в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Программы, её структуре и результатам её освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Программа направлена на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию Программы
Основными принципами построения Программы являются:
- полноценное проживание ребёнком этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Учреждения с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Значимые для разработки Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Общие сведения о коллективе детей, сотрудников, родителей (законных представителей)
Основными участниками реализации Программы являются: дети в возрасте от 2 до 7 лет, родители (законные представители), педагоги.
Возрастная категория Направленность групп Количество групп Количество детей
От 2 до 3 лет Общеразвивающая 1 34
От 3 до 4 лет Общеразвивающая 1 32
От 4 до 5 лет Разновозрастная 1 31
От 5 до 6 лет Общеразвивающая 1 23
От 5 до 6 лет Компенсирующая для детей с нарушениями
речи 1 24
От 6 до 7 лет Разновозрастная 1 22
От 6 до 7 лет Компенсирующая для детей с нарушениями
речи 2 23
Всего 7групп – 196 детей
Кадровый потенциал
ДОУ полностью укомплектовано кадрами. Педагогический коллектив ДОУ составляет 40 работников, из них 20 воспитателей и специалисты: 1 инструктор по физической культуре, 1 музыкальных руководителя, 2 учителя-логопеда, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования: театрализованной деятельности, хореографии, изодеятельности.
Характеристика кадрового состава
1. По образованию высшее педагогическое образование 17
среднее педагогическое образование 3
2. По стажу до 5 лет 7
свыше 30 лет 6
3. По результатам аттестации высшая квалификационная категория 2
первая квалификационная категория 6
соответствие занимаемой должности 11
Без категории 1
В ДОУ - 50% педагогов со стажем работы свыше 10 лет прошли основные этапы становления детского сада, являются инициаторами инноваций в ДОУ.
Педагогогические работники:
- имеют звание «Почетный работник общего образования РФ» -4 педагогов;
- Почетной грамотой комитета образования города Курска -3 педагогов.
Отличительной особенностью ДОУ является стабильность в работе педагогических кадров и обслуживающего персонала.
100% педагогов прошли курсовую подготовку по теме «Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО). Передовой педагогический опыт ДОУ распространяется в рамках деятельности стажировочной площадки для слушателей курсов повышения квалификации ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования».
Социальный статус семей воспитанников
Социальными заказчиками образовательной деятельности ДОУ являются в первую очередь родители (законные представители) воспитанников. Поэтому одной из приоритетных задач деятельности коллектива ДОУ является – создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы, в основе которой лежит определенная система взаимопонимания и сотрудничества с родителями. Ведется большая работа с семьями воспитанников по экологическому воспитанию.
Социальный статус семей воспитанников
Особенности семьи Всего воспитанников 193
Полные семьи 100
Неполные семьи 64
Опекуны 3
Многодетные 25
Образование родителей
(законных представителей) Высшее
Среднее
Среднее специальное
Социальный состав Интеллигенция
Рабочие
Служащие
Домохозяйки
Индивидуальные предприниматели
Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов из семей и педагогов.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа реализуется в очной форме на государственном языке Российской Федерации в группах общеразвивающей направленности для детей 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет, в группах комбинированной направленности для детей 5-6, 6-7 лет, а также в разновозрастных группах для детей 3-5, 5-7 лет.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие.
Образовательные задачи Программы решаются в различных видах деятельности.
Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Для успешной реализации Программы в ДОУ обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка ДОУ и педагогами родителей (законных представителей) дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для:
- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok