Главная Образование

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих нарушения

речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад комбинированного вида № 124» г. Курск 

                              Сканировать40086

 

Адаптированная образовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 124» разработана в соответствии с

-   Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

-   СанПин 2.4.1.3049-13;                                                                                                   

-   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления        образовательной         деятельности       по     основным общеобразовательным        программам       –       образовательным        программам дошкольного образования»;

-Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

Для   составления        адаптированной           образовательной         программы использовались специальные программы:

-   «Программа логопедической работы  по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина;

- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией  С.Г. Шевченко.

-   «Радуга »: примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования, Е.В. Соловьевой

-«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева С.-П., 2015г. /Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Цели Программы:

-   Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.

-Сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования.

-Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

-   Обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности   с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

-   Создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его        позитивной         социализации,    его    личностного       развития,   развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности - Повышение социального статуса дошкольного образования.

Задачи программы:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; -формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; -обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Данная программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста  уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Адаптированная образовательная программа ДОУ определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

Содержание адаптированной образовательной

программы дошкольного образования:

 I. Целевой раздел

1.Обязательная часть

1.1. Пояснительная записка

1.2. Основные цели программы

1.3. Задачи программы

1.4. Особенности образовательного процесса

1.4.1. Климатические особенности

1.4.2. Региональные, национальные, этнокультурные особенности

1.5. Приоритетные направления

1.6. Принципы формирования программы

1.7. Основные принципы дошкольного образования

1.8. Основные подходы к формированию программы

1.9. Значимые характеристики ДОУ

1.9.1. Характеристика образовательного учреждения

1.9.2.Характеристики особенностей развития детей с ОВЗ (ТНР, общее недоразвитие речи III уровня)

1.9.3.Характеристики особенностей развития детей с ОВЗ (смешанные специфические расстройства психического развития)

1.10. Планируемые результаты освоения Программы

  1. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.1.         Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры на  этапе завершения дошкольного образования.

2.2.         Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры для  детей с ограниченными возможностями  здоровья на этапе завершения дошкольного образования.

II. Содержательный раздел

2.1.  Содержание игровой деятельности

2.1.1. Игра как особое пространство развития ребенка от 3-х до 7-и лет 

(обязательная часть)

2.1.2. Игра как особое пространство развития ребенка с 2-х до 7-и лет (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

2.2.  Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка 

2.2.1. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

(обязательная часть)

2.2.1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

2.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие» (обязательная часть)

2.2.2.1. Образовательная область «Познавательное развитие» (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

2.2.3. Образовательная область «Развитие речи» (обязательная часть)

2.2.3.1.  Образовательная область «Развитие речи» (часть, формируемая  участниками образовательных отношений)

2.2.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

(обязательная часть)

2.2.4.1. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

2.2.5. Образовательная область «Физическое развитие»  (обязательная часть) 2.2.5.1. Образовательная область «Физическое развитие»  (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

2.3.  Формы реализации Программы

2.4.  Методы и средства, реализации Программы

  1. 5.Особенности организации образовательной деятельности

2.6.      Проектирование воспитательно-образовательного процесса

2.7.      Комплексно – тематическое планирование

2.7.1.      Комплексно – тематическое планирование для детей с ОВЗ (ТНР, общее недоразвитие речи (I, II и III уровня речевого развития), ФН и ФФН) 2.7.2.Комплексно – тематическое планирование для детей с ОВЗ (смешанные специфические расстройства психического развития)

2.8.      Модель проектирования  воспитательно-образовательного процесса

2.9.      Модель самостоятельной деятельности детей в режимных моментах

2.10. Модель физического воспитания дошкольников

2.11. Организация коррекционной работы

2.11.1. Коррекционная (логопедическая) работа с детьми с ОВЗ (ТНР, общее недоразвитие речи (I, II и III уровня речевого развития), ФН и ФФН)

2.11.2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ (смешанные специфические расстройства психического развития)

2.11.3. Формы и методы организации работы с детьми

2.11.4. Содержание коррекционной работы

2.11.5. Содержание работы психолого-педагогической службы в ДОУ

2.12. Особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников

2.13. Региональный компонент

2.13.1. Содержание работы по краеведению «Родной край»

2.13.2. Планируемые итоговые результаты работы по краеведению «Родной край»

  1. Организационный  раздел

3.1. Обязательная часть

3.1.1. Материально- техническое обеспечение Программы

3.1.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения

3.1.3.Организация режима пребывания детей в ДОУ

3.1.4. Организация развивающей предметно –пространственной среды

3.1.5. Развивающая среда участка ДОУ

3.1.6. События, праздники, мероприятия

3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

  1. Дополнительный раздел

4.1. Презентация   адаптированной образовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №124 г. Курска».

3.1.6. События, праздники, мероприятия

Праздники и развлечения

Для детей 5-6 лет

Сентябрь  «День Знаний» 

Октябрь  «Осенние этюды»

Ноябрь  «Гостеприимные хозяева»

Декабрь «Бал в сказочном королевстве»

Январь  «Коляда - коляда»

Февраль  «Мы шагаем как солдаты »

Март «Как мамонтенок маму искал»

Апрель «Путешествие в космос»

Май «Вместе с солнышком»

Для детей 6-7 лет

Сентябрь  «День Знаний» 

Октябрь  «Осенняя ярмарка»

Ноябрь  «День матери»

Декабрь «Новый год в гостях у ребят»

Январь  «Мороз и солнце – день чудесный»

Февраль  «Мы в профессии играем – Будем мы солдатами»

Март «Наши милые  мамы»

Апрель «Русская народная игра всем нужна»

Май  «До свиданья, детский сад!»

Спортивные праздники и досугидля детей 5-7 лет

Сентябрь -   «Путешествие в осенний лес»

Октябрь -     Спортивно-развлекательная игра по станциям «Ключ                          здоровья»

Ноябрь   -     «Мой веселый звонкий мяч»

Декабрь   -    «Зимние забавы»

Январь   -      Неделя здоровья

                      Праздник «Зимние Олимпийские игры»

Февраль   -   Спортивный праздник, посвященный Дню Отца «Мой папа –                        лучший друг»

Март       -    «Веселые старты»

Апрель     -   Спортивный досуг  «Космонавты»            

Май         -    «Мы - футболисты»

3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Праздники:  «День знаний», «Путешествие в страну Светофорию» (ПДД), «Путешествие по сказкам Пушкина», «День защиты детей», «День России». Развлечения: «Синичкин день», «День рождения леса», «Слушаем музыку Т.Н. Хренникова».

Фольклорные праздники: «Осенины», «Святки», «Широкая масленица», «Сороки», «Пасха»,  «Троица», «Иван купала».

Викторины: «Красный, жѐлтый, зелѐный» (ПДД), «Знаешь ли ты деревья?», «Съедобные грибы и ядовитые растения».

Спортивные праздники и развлечения: «Зима – для сильных, ловких, смелых» (на воздухе), «Олимпийские надежды», «Богатырские забавы», «Отряд будущих космонавтов».

Конкурсы:  конкурсы чтецов: «Мамочка любимая моя» (к Дню Матери), «Зимняя сказа»; конкурсы рисунков: «Осенняя палитра», «Зимняя сказка», «Весенняя фантазия», «Здравствуй, лето красное!», «Пушкин глазами детей»,

«На лучшую фигуру из снега», «На лучшее оформление участка».

 

 

 

 

 

IV. Дополнительный раздел

4.1. Презентация адаптированной образовательной программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 124».

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 124»  для детей 5 - 7 лет разработана в соответствии с:

-   Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-   «Федеральным государственным  образовательным стандартом  дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;

-   Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН

2.4.1.3049-13; С учетом:

-«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева С.-П., 2015г./Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.

-   Примерной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е.В. Соловьевой.

Специальных программ:

-   «Программа логопедической работы  по преодолению общего недоразвития речи у детей и фонетико-фонематического недоразвития речи» Т.Б.

Филичева, Г.В. Чиркина;

-   «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией  С.Г. Шевченко.

Цели Программы:

-   Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.

-Сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования.

-Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

-   Обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности   с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

-   Создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности

-   Повышение социального статуса дошкольного образования.

Задачи:

-   охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-   обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

-   обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

-   создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-   объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

-   обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом

образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

     Образовательная программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей с 5х до 7-и лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста  уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

     Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.

     Образовательная программа дошкольного образования ДОУ состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики, значимые для разработки программы, в т.ч. характеристики особенностей развития детей  дошкольного возраста с ОВЗ, а также планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит:

-             описание образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;

-             описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом возрастных особенностей;

-             описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции детей с ОВЗ.

     Так же в содержательном разделе представлены:

-             особенности образовательной деятельности по краеведению и физическому развитию;

-особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Организационный  раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации предметно-пространственной среды.

    В этот раздел входит перечень необходимых материалов для организации коррекционной работы для получения образования детьми с ОВЗ. В данном направлении используются специальные методические пособия и дидактические материалы.

Приложение

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения Оснащенность учебно-методическим обеспечением соответствует предъявляемым требованиям.  

1.Для физического развития детей

-         Спорткомплекс из мягких модулей – 1 шт.

-         Набор мягких модулей для спортивных игр и соревнований – 1 шт.

-         Скамейки – 6 шт.

-         Гимнастические стенки – 2 шт.

-         Мешочки для метания (набор 10 шт., 4 цвета) 100 - 120 г – 2 шт.

-         Флажки разноцветные – 60 шт.

-         Мячи резиновые ( различного диаметра) –  по 40 шт.

-         Комплект мячей-массажеров  -  10 шт.

-         Прыгающий мяч с ручкой (д -  45 см) – 2 шт.

-         Мяч футбольный – 2 шт.

-         Мяч баскетбольный – 6 шт.

-         Коврик со следочками  (для отработки различных способов ходьбы) – 2 шт.

-         Баскетбольная стойка с регулируемой высотой – 2 шт.

-         Обруч пластмассовый плоский диам. 55 см  –1 5 шт.

-         Мат гимнастический 2,0×1,0×0,1м цветной (искусственная кожа) -4 шт.

-         Канат для перетягивания х/б 10м диам.30мм – 1 шт.

-         Дорожка «Следочки» (3 части) – 2 шт.

-         Сетка волейбольная – 2 шт.

-         Лыжи пластиковые – 25 шт.

-         Дуга для подлезания (разной высоты) – по 3 шт.

-         Скамья наклонная с гладкой поверхностью – 1 шт.

-         Скамья наклонная с ребристой поверхностью – 1 шт.

-         Гимнастические палки -25 шт.

-         Кубики- 25х2 шт.

-         Спортивный комплекс – 2шт.

-         Кегли – 20 шт.

-         Набивные мячи – 2 шт.

-         Мячи для метания в даль – 30 шт. - Длинная верѐвка

-         Канат.

2.Техническое обеспечение Программы:

-      Магнитофоны для каждой группы 

-      Музыкальный центр 

  1. Материально-техническое обеспечение Программы

-      Цветные счѐтные палочки Кюизенера

-      Конструктор геометрический (малый)

-      Счѐтный и раздаточный материал по формированию элементарных математических представлений.

-      Демонстрационный счѐтный материал по формированию

элементарных математических представлений.

-      Наборы геометрических фигур.

-      Настольные театры: «Волк и семеро козлят», «Репка», «Три поросѐнка», «Кот, петух и дрозд», «Красная шапочка».

-      Набор игрушек для кукольного театра.

  1. Демонстрационные картины:

-      Времена года: «В школу», «Снегоуборочная машина», «Весна наступила», «Осенью», «Речка замѐрзла», «Зимние забавы», «Ледоход», «Летний вечер», «Золотая осень».

-      Домашние животные: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами»,

«Корова с телѐнком», «Лошадь с жеребѐнком», «Свинья с поросятами», Кролики», «Коза с козлятами», «Овцы с ягнятами», «Куры», «Утки».    - Дикие животные: «Ежи», «Зайцы», «Белки», «Волки», «Лоси», «Лиса с лисятами», «Бурые медведи», «Белые медведи, «Львы», «Тигры», «Слоны», «Обезьяны».

  1. Наглядный материал по комплексно-тематическому планированию

-             «Книги», «Дом, в котором я живу», «Профессии», «Бытовая техника», «Витамины», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Деревья», «Одежда», «Насекомые», «Здоровье». «Осень», «Продукты питания», «Лето», «Игрушки», «Грибы», «Пасха», «Вода», «Космос», «Земля - наш дом родной», «День Побед», «Правила дорожного движения», «Весна», «Транспорт», «Русский быт, «Семья», «Защитники Отечества», «Дикие животные», «Домашние животные», «Моѐ здоровье – безопасность», «Цветы», «Птицы»,  «Труд людей», «Рыбы», «Россия», «Москва», «Новый год», «Рождество», «Зима», «Зимние забавы», «Народные игрушки», «Народная культура и традиции».

6. Картины по развитию речи:

-             «Уборка урожая», «Любимое занятие», «Письмо с фронта», «Мартовское солнце», «Родные поля», «В лесу», «Дети Севера», «На солнечном юге», «На взморье», Уборка хлопка», «Катаем шары», «Играем в поезд», «Играем с песком», «Едем на лошадке», «Играем с матрѐшками», «Едем в автобусе», «Строим дом», «Помогаем товарищу», «Спасаем мяч», «Катаемся на санках», «Дети кормят курицу и цыплят», «Игра с куклой», «Дети играют в кубики»,

«Зимой на прогулке», «Летом на прогулке».

  1. Развивающие и дидактические игры

-   «Азбука настроений», «Кто чей малыш?», «Что перепутал художник?»,

«Необычные животные», «Разноцветные гномики», «Чья тень», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Неразлучные друзья», «Чей домик?»  и др.

-   лото «Ассоциации», «Фрукты», «Овощи», «Цветы», «Птицы»,

«Рыбы», «Домашние животные», «Дикие животные

  1. Пособия по развитию мелкой моторики.

-      - кнопочная мозаика;

-      - трафареты различной сложности;

-      - пособие «Зашнуруй ботинок»                                                           

-      - пособие «Шьѐм без иголок, вяжем без спиц»                                 

-      - «Выложи по контуру»                                                                        

-      - «Игры с палочками»                                                                           

-      - «Пособие  собери бусы»                                                                     

-      - счѐтные палочки

-      - мягкий конструктор, шнуровка «Кот», «Дерево с плодами»,

-      «Валенок», «Пуговица» 

9. Развивающая предметно-пространственная среда

-      Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

-      Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей в детском саду имеются: кабинет для медицинского осмотра, изолятор,  физкультурные центры в группах.

-      Для художественно-эстетического развития функционирует музыкальный зал, центры творчества в группах.

-      Для познавательно и речевого развития в группах созданы центры опытно-экспериментальной деятельности, конструирования, дидактических и развивающих игр, книжный уголок. 

10. Развивающая предметно-пространственная среда в группах

Созданы следующие центры развития детей:

  • Центр физкультуры
  • Центр сюжетно-ролевой  игры
  • Центр математики
  • Центр драматизации
  • Центр экспериментирования и естествознания
  • Центр грамотности
  • Центр изобразительного творчества
  • Центр строительства
  • Центр трудовой деятельности
  • Центр кулинарии
  • Центр музыки 

 

 

                                   Сканировать40017

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok