Главная Родителям

 Памятка для родителей

 Как приучить ребенка к детскому саду?

Статья посвящена такой важной проблеме, как адаптация ребенка к детскому саду. Это непростое испытание для детской психики, и от нас зависит, насколько успешно ребенок справится с ним и как быстро сумеет влиться в коллектив сверстников.

Ребенок достиг 2-летнего возраста, и пришло время отправить его в детский сад. Сам он пока не понимает, что его ждет, возможно, даже с оптимизмом готовится к переменам в жизни, к новому общению и играм с другими детьми. Мама предвкушает возвращение к профессиональной деятельности. У бабушки появится масса свободного времени. Казалось бы, все идет своим чередом. Почти все мы прошли через это в детском возрасте и забыли, какой же это стресс для неокрепшей психики малыша!

Ну вот, свершилось: ребенок уже несколько дней посещает детский сад, только радостным он не выглядит. Даже наоборот — стал замкнутым и молчаливым, почти не улыбается, плохо ест, с трудом засыпает и тут же просыпается, вскрикивая. Знакомая картина? Связано это с тем, что у большинства детей адаптация к детскому саду проходит непросто. Психологи даже выделяют степени адаптации: от легкой до тяжелой.

Если к малышу через пару недель возвращается хорошее настроение, он начинает делиться какими-то радостными впечатлениями и чаще улыбаться, можно предположить, что адаптация состоялась и пришло время вздохнуть с облегчением. Но если малыш в первый месяц заболел или просто отреагировал повышением температуры, скорее всего вы столкнулись с тяжело протекающей адаптацией. В этом случае ребенок нуждается в вашей помощи, а может быть, и успокаивающих препаратах, потому что длительный стресс вреден для детского здоровья, он подрывает защитные силы организма и снижает сопротивляемость инфекциям.

Что же происходит с ребенком, перешагнувшим порог детского сада и оставшегося там без мамы — своего главного защитника? А чувствует он панику, растерянность, желание убежать куда-нибудь, спрятаться от этих страшных детей, с которыми уже не хочется играть. Да и какой нормальный человек будет интересоваться игрушками и новыми знакомствами, когда от страха забываешь, как завязывать шнурки и расстегивать рубашку. Но детская психика достаточно гибкая, и через пару недель малыш забывает о своих тревогах и сам ищет новых друзей.

Итак, как же помочь малышу пережить вхождение в новую жизнь?

Несколько советов родителям:

 

  • Настраивайте ребенка на позитивное отношение к детскому саду заранее, расскажите, как ему будет весело с новыми друзьями;

  • Не обсуждайте при ребенке свои переживания и опасения по поводу детского сада;

  • Постарайтесь создать для ребенка спокойную атмосферу дома;

  • Не нагружайте его нервную систему излишними впечатлениями, такими как походы в гости, компьютерные игры перед сном, телепередачи;

  • Одевайте ребенка по погоде, чтобы он не замерзал и не перегревался;

  • Выясните у врача, какие физиотерапевтические процедуры сделают ребенка более уравновешенным и спокойным.

 

 

Детские обиды – пустяки?..

На кого чаще всего обижаются малыши? На судьбу? На отвернувшуюся удачу? Чаще всего они обижаются на родителей. Потому что именно они, самые любящие, самые ласковые на свете взрослые, являются также источником запретов и ограничений.

Детская обида – она как легкий ветерок, появляется внезапно. Только что малыш весело возился с любимыми игрушками, но вот он забился в угол, скорчил недовольную гримасу и изо всех сил машет на вас рукой. Что же произошло? С вашей точки зрения – ерунда, пустяк. Просто вы сказали ребенку: «Заканчивай игру, пора спать». Или: «Перестань так шуметь». Или: «Прекрати елозить по полу, испачкаешься». Но маленький человек автоматически воспринимает это так: «меня не любят». Для него это трагедия.

Представим другую ситуацию. Малыш так разрезвился, что упал и ударился. Не сильно, но он громко плачет (в том числе и от банального испуга) и бежит к вам за помощью и поддержкой. Однако вместо слов утешения и ласки он слышит: «Ну что ты разнюнился, как маленький?». А мальчикам еще регулярно напоминают, что они не должны плакать, хотя как тут не пустить слезу, когда и больно (пусть даже слегка), и обидно?

А ведь бывают дети с повышенной эмоциональностью, склонные к истерикам. В ответ на любой запрет они начинают топать ногами, громко кричать. Родители же вместо того, чтобы переждать бурю и спокойно поговорить с маленьким упрямцем, начинают извергать грозно: «Прекрати! Замолчи! Сейчас же! Немедленно!». И фактически только провоцируют малыша на продолжение скандала. Конечно, тащить за руку по магазину упирающегося и требующего что-то купить ребенка – весьма сомнительное удовольствие. И далеко не каждый родитель способен сохранить самообладание в такой момент. Но пытаться это сделать взрослые обязаны.

Зачастую родители воспринимают детские обиды так: завтра уже все забудет, пустяки! Увы, именно из таких вот пустяков вырастают большие проблемы. Из таких вот маленьких «кирпичиков» выстраивается стена недоверия, непонимания между ребенком и взрослыми. В следующий раз, когда малышу будет больно или страшно, он может и не обратиться к маме с папой. Потому что они не поймут его, отмахнутся. В следующий раз, когда малыш захочет, чтобы ему что-то купили, он может не решиться попросить об этом родителей. Потому что они отругают его за такую просьбу.

Ребенок теряет уверенность в себе, перестает ощущать, что его любят, что он нужен. Дети очень остро и тяжело переживают такую ситуацию. У кого-то внутренний конфликт может выплескиваться в агрессию, в протестное поведение. Кто-то замыкается и изводит себя молча. Ребенку поможет ваше внимание. С ним нужно общаться, спрашивать о причинах его нервного поведения, объяснять свое, мотивировать свои просьбы. Используйте простые и понятные слова и выражения, например: «Маме тяжело играть сейчас с тобой, потому что она очень устала на работе. Поиграем попозже?». Такую установку поймет даже маленький ребенок, и она избавит вас от ненужного напряжения в отношениях. Если вы что-то запрещаете малышу, старайтесь рассказать ему, почему вы это делаете. Формулировка из серии «так надо» для него пустой звук, сосредоточьтесь на конкретике: «Нельзя шуметь, потому что у мамы болит голова». И ведь не так сложно пожалеть ребенка лишний раз, если он ушибся. Ему же просто важно ощущать себя под вашей защитой, так подарите ему это ощущение.

Детские обиды могут случаться из-за пустяков. Но относиться к ним лучше по-взрослому.

 

Детские страхи. Взрослый подход

Детские страхи — такие нелогичные и странные. Мы можем относиться к этому как угодно, но факт остается фактом: для ребенка это очень важный момент, и подходить к страхам лучше по-взрослому.

В вашем доме есть маленький трусишка, который засыпает только при включенном свете, не желает оставаться один в комнате и видит в страшных снах Бабу-ягу или Бармалея? Такие проблемы встречаются у многих малышей, и это нормальная реакция детского организма на новую информацию и переживания. Детские страхи обычно проходят сами, но иногда они долго не желают покидать своего хозяина.

Страх — это защитная реакция на реальную или вымышленную угрозу. В природе страх помогает выживать, избегать опасности. Но у малыша пока свой, немного сказочный мир, в котором неодушевленные предметы могут оживать, Дед Мороз существует, а Баба-яга — вполне реальный персонаж, готовый в любую минуту вынырнуть из-под детской кроватки, стоит маме выключить свет. Поэтому маленькие дети видят опасность там, где ее на самом деле нет.

Существует основная триада страхов: боязнь одиночества, замкнутого пространства и темноты. Причины для детских страхов разные: ссоры между родителями, страх перед папой или мамой (страх наказания), эмоциональная холодность и отчужденность родителей, ощущение собственной беспомощности и незащищенности. Для некоторых явлений ребенок еще не может подобрать точных определений, поэтому реальные страхи проецируются на сказочных персонажей. Это происходит неосознанно: гораздо легче бояться Бабы-яги, чем признаться себе, что больше всего на свете пугает мамино невнимание или папина строгость.

И вот малыш, который только что настаивал на своей самостоятельности и требовал равноправия, уже чувствует себя уязвимым, оказавшись в темной комнате наедине со своими страхами. Он лежит в кроватке и боится, что в любой момент из-под шкафа появится страшное чудовище, а он не сможет себя защитить. В такой ситуации важна ваша поддержка, чтобы ребенок чувствовал уверенность и знал: если что-то случится, мама и папа придут на помощь. Да и сам он справится.

Создайте теплые доверительные отношения, чтобы ребенок мог поделиться своими страхами, зная, что вы не станете его высмеивать или считать слабым. Не пытайтесь излишне опекать трусишку: если он не научится решать свои проблемы, то не сможет почувствовать силу, не будет способен защитить себя. Дети, которым разрешают все без ограничений, тоже не ощущают себя в безопасности, замечая нерешительность родителей и отсутствие «надежной опоры».

Ключевой фигурой в формировании у детей чувства защищенности является папа. Важно, чтобы он проявлял свою заинтересованность, свои чувства.

Справляться со страхами помогает и дружба со сверстниками. Дети общаются, делятся мыслями, секретами и маленькими хитростями. Это поможет ребенку получить навыки защиты, он научится быть гибким и переживать неудачи. Поэтому лучше сходить с тревожным ребенком на детскую площадку и познакомить его со сверстниками.

Когда маленький человек чего-либо боится, тратится огромное количество психической энергии. Это истощает, вызывая перенапряжение, нарушает сон, аппетит и познавательную деятельность: малыш становится невнимательным и с трудом усваивает новую информацию. Его психика работает на пределе, а страх может захватывать все большее и большее пространство в сознании.

Так что же делать с маленьким трусишкой? Разговаривать! Обо всем: что произошло за день, что его волнует, а что радует. Можно попросить малыша порисовать, пусть изобразит то, что его так пугает. Или попросить сочинить сказку о своем страхе. В сложных ситуациях рекомендуется обратиться к детскому психологу, который поможет разобраться в истинных причинах страха и найти выход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok