Главная Родителям

Советы учителя - логопеда

 

 

Учитель-логопед приветствует в новом

2018-2019 учебном  году

 

Проблемы развития речи у современных дошкольников

        

  • Почему ребёнок не произносит некоторые звуки?
  • Почему у ребёнка поздно развивается речь?
  • Почему важно читать книги, перечитывать любимые и рассматривать картинки?
  • Нужно ли исправлять неправильный прикус, когда и как?
  • Почему важно отвечать на вопросы ребёнка?
  • Почему вдруг проявилось заикание?

На эти вопросы и многие другие отвечает замечательная наука – Дошкольная логопедия.

         Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают возможность общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, сформировать свои взгляды, оказывает огромную услугу человеку в познании мира.

         Но на появление и становление речи природа отводит очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи. Закладывается основа для письменной речи, последующего речевого и языкового развития. Всякая задержка, любое нарушение в ходе речевого развития ребёнка отражается на его деятельности, поведении, отношениях со сверстниками и взрослыми.

         Существуют два контрольных возраста ребёнка, которые подскажут родителями педагогу о неблагополучии в развитии речи – это 3 года и 5 лет. К 3-хлетнему возрасту у детей должна быть сформирована общеупотребительная речь, определённый словарь, некоторые группы звуков. К 5 годам у ребёнка должно быть нормальное звукопроизношение, полноценное развитие лексико-грамматического строя речи, определённый уровень развития умения составлять связные высказывания.  Если такие показатели отсутствуют, это говорит в 1-м случае о задержке речевого развития, об общем недоразвитии речи, во 2-м случае – о фонетико-фонематическом недоразвитии или общем недоразвитии речи разного уровня.

         Наблюдения за детьми показывают, что уровень развития речи современных детей можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Налицо тенденция к увеличению количества детей, имеющих речевую патологию разного вида и разной степени тяжести.

         Выделяют три основных группы причин появления речевого неблагополучия.

1.Здоровье.

У большинства детей наблюдается 2 группа здоровья, с 1 группой здоровья их гораздо меньше. Для полноценного речевого развития важно иметь хорошее физическое здоровье и полноценное развитие речевых центров. Речевые центры – самое позднее образование мозга человека, а значит, они самые юные. Это делает их уязвимыми по сравнению с другими центрами. При малейших неблагоприятных условиях развития организма речевые центры одни из первых дают сбой. Нездоровье родителей (наличие вредных привычек, наследственность, соматические заболевания и др.), патология во время беременности, перинатального периода (инфекции, травмы, оперативное вмешательство) оказывает негативное воздействие на речевые центры и вызывают органическое поражение коры головного мозга.

2.Педагогические причины.

Речевая патология, речевая запущенность ярко проявляется при поступлении в школу. Появляются серьёзные проблемы, которые становятся причинами дисграфии и дислексии. Исправлять дефекты в школе сложно по разным причинам, главная из которых – это сформировавшиеся и закрепившиеся на уровне связей в коре головного мозга речевые дефекты. Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие ребёнка, необходимо: во-первых, предупредить возможные отклонения в речевом развитии и для этого в детских садах необходимо проводить так называемый ликбез для родителей, рассказывая им об общих закономерностях развития детской речи в норме и условиях её нарушения в разном возрасте. Особенно важно доводить такую информацию для родителей детей ясельного возраста и второй младшей группы, возраста активного становления общеупотребительной речи, усвоения норм родного языка. Во-вторых, при наличии отставания, недоразвития или отсутствия речи необходимо начинать оказывать коррекционное воздействие как можно раньше, учителем-логопедом, в детском саду, а не ждать, когда ребёнок «выговорится». В случае неправильного произношения звуков не рекомендуется начинать исправление раньше 5-летнего возраста, желательно, чтобы звукопроизношение было сформировано естественным путём по возрасту. И в-третьих, педагогам необходимо знать причины, которые снижают уровень речевого развития. Понимание периодики коммуникативно-познавательного развития и преемственности этих периодов позволяет лучше понимать патогенез речевых аномалий у детей и  прогнозировать будущий тип неправильного речевого развития уже в раннем возрасте.

Разработанные дифференциальные методики по устранению различного речевого неблагополучия опираются на речевую норму. Но позитивные результаты невозможны без учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

Часто педагоги, родители подменяют речевое развитие  обучением чтению, а задачи формирования устной речи уходят на второй план. И письменная речь (чтение, письмо) ложится на неподготовленную почву. Поэтому важно помнить: в дошкольном возрасте нужно заниматься развитием всех видов устной речевой деятельности! С этой просьбой к учителям-логопедам и воспитателям ДОУ обращаются учителя начального обучения школ.

3.Социальные причины.

         Растёт равнодушие к родному языку.  И наблюдается большое желание родителей научить своего ребёнка иностранному языку в дошкольном возрасте. Но у детей родная речь ещё до конца не получила своего окончательного развития; многие дефектные для русского языка звуки, исправленные учителем-логопедом, в английском языке являются нормой, например, межзубные свистящие звуки.

         Пользование компьютером (социальные сети, игры) приводит к обеднению устной речи, сокращению фразы, использованию особых «компьютерных» слов. Обычное общение со сверстниками заменяется «молчаливым» общением с машиной. Детям сложно выразить свою мысль, не хватает слов, совершенно не развита объяснительная форма речи. Передовые информационные технологии привели к угасанию одной из важных сфер человека – коммуникативной.

         Учитель-логопед выполняет техническую сторону работы, ставит звуки, формирует речь, он имеет дело с уже имеющейся патологией. Чтобы не допустить речевых проблем, главная ответственность по развитию речи лежит на матери, родителях. Иной образ жизни, другие приоритеты в семьях, недостаточное общение с собственными детьми, загруженность родителей на работе – все эти причины отрицательным образом сказываются на коммуникативно-познавательном развитии ребёнка.

         Кроме того, наблюдается желание родителей отдавать ребёнка в многочисленные кружки, студии, центры развития. Это хорошо, но важно учитывать желание самого ребёнка, его увлечённость данным занятием и уровень  интеллектуальных и физических возможностей, чтобы не было излишней перегрузки, переутомления и истощения нервной системы.

         Важной проблемой в обучении детей-дошкольников, имеющих речевые дефекты, а особенно тех, у которых было общее недоразвитие речи тяжёлой степени тяжести, является создание  единого образовательного маршрута. При поступлении в школу такие дети должны продолжать занятия на школьном логопункте, а учитель на уроках должен знать речевые возможности таких детей. Так, категорическим образом нельзя ребёнку с заиканием, ребёнку, имевшему 1, 2 уровень речевого развития, (категория «неговорящих детей»), сдавать  чтение на скорость, учитывать возможный страх перед речью (у заикающихся детей), особенно, при ответах у доски, учитывать недостаточный объём словаря и трудности грамматического оформления фразы у детей, имевших общее недоразвитие речи.

Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками.

         Проблема оказания консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей помощи очень важна, и в современной педагогике ей уделяется  всё больше и больше внимания.

         Пластичность нервной системы у ребёнка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи должна начинаться в самом раннем возрасте.

Важно вовремя заметить речевую патологию, уточнить и составить заключение, а также провести профилактическую работу по предотвращению возможных нарушений. Огромное значение имеет квалифицированность специалиста, знание методик, специальных приёмов. Немаловажную роль играет внимательность, терпение, соучастие педагога.

Родителям необходимы знания по организации общения, взаимодействия с ребёнком, проведению игр, обучения. Отсутствие таких знаний не даёт возможности полноценно развивать ребёнка в нужных направлениях.

 

Сообщение 4

Этапы развития языка и речи: предложение(с 2-х до 3-х лет)

2 года – 2 года 6 мес.

Что говорит Ваш ребёнок:

 

  • инициирует короткие диалоги;
  • использует личные местоимения;
  • пользуется простыми предложениями, затем бессоюзными сложными и, наконец, с союзами (и, да, а);
  • использует наречия «больше, меньше»; прилагательные, многие формы глаголов;
  • появляются предлоги (в, на, с, у);
  • появляются некоторые падежи у существительных (на столе) и основные окончания ед. числа;
  • в произношении усвоены твёрдые согласные «т,д, н, с, з, в, л»; сохраняется смешение звуков;
  • отдельные стечения согласных («пт», «фт») произносятся правильно;
  • многосложные слова ещё «теряют» начальные предударные слоги

Как Ваш ребёнок понимает Вас:

  • различает значения предлогов «впереди, около, под, за»;
  • отвечает на вопросы «где?», «что сейчас делаешь?», «что ты видишь?», «что ты слышишь?»;
  • осознаёт, что можно задавать вопросы с помощью различных вопросительных слов;
  • понимает значения сокращённых форм и жаргонных выражений, которыми часто пользуются люди в его окружении: «держи пять», « пошли смотреть телек»;
  • начинает формироваться понятие о числе «два», «пара»;
  • знает названия основных геометрических форм;
  • знает названия 1-2 основных цветов;
  • узнаёт предмет по описанию

2 года – 3 года

  • Пробует себя в монологе;
  • появляются сложные предложения с подчинительными союзами;
  • согласовывает в устойчивых словосочетаниях (большая машина) прилагательные с существительными;
  • усваиваются основные окончания множ. ч. существительных, суффиксы увеличения  -ИЩ- (носище), принадлежности (папин);
  • употребляет глаголы в наст.ипрош. времени, возвратные глаголы;
  • одним окончанием заменяет все другие (вижу папу, стулу);
  • в произношении усваиваются согласные «ц, ч. ш, ж, р» и гласный звук «ы» ; в речи появляются слова со стечением согласных;
  • слоговая структура нарушается только в новых слова
  •  
  • Различает значения  предлогов «вдоль, через, между, из-за, из-под»;
  • отвечает на вопросы «почему?», «сколько?», на несколько разных вопросов, заданных к одному слову;
  • отвечая на вопросы типа «что ты делаешь, когда холодно – ешь, спишь?» - перечисляет действия в определённой последовательности;
  • появляется представление о числе «1, 2, 3»;
  • знает свой пол, начинает говорить осебе «я»;
  • возрастает роль воображения и фантазии в игре, рассказе;
  • формируется представление о ближайшем будущем;
  • чувствует ритм, повторяет его по образцу

 

! Надо обратить внимание, если Ваш ребёнок:

  • продолжает употреблять аграмматичные формы всех основных частей речи;
  • не использует распространённое предложение;
  • опускает простые предлоги «в, на»;
  • продолжает говорить с нечётким произношением, искажая знакомые слова;
  • не чувствует ритмическую структуру, мелодию, не может рассказать стихи


Сообщение 3

 

Этапы развития языка и речи: первые фразы (с 1,5 лет до 2 лет)


 

1 год 6 мес. – 1 год 9 мес.

Что говорит Ваш ребёнок:

  • рост словаря до 100-200 слов;
  • начинает соединять 2 слова в одной фразе (без согласования);
  • проговаривает короткие слова, общее звучание речи смягчённое;
  • говорит о себе в 3 лице по имени;
  • задаёт вопрос, используя подъём интонации в конце слова, фразы;
  • продолжает лепетать на своём языке во время игры;
  • может договаривать слово в знакомой фразе

Как Ваш ребёнок понимает Вас:

  • знает названия окружающих предметов и действий с ними;
  • отвечает на вопросы словами «да, нет»;
  • выполняет инструкцию в 2 действия;
  • понимает выражения со словами «там, тут, вот, вон, туда, сюда»;
  • улавливает разницу в значениях «дом-домик»;
  • любит сказки, детские песенки;
  • понимает рассказ по картинке с простым сюжетом

1 год 9 мес. – 2 года

  • говорит много слов (500), из речи постепенно вытесняются облегчённые слова;
  • использует короткие фразы с очень выразительной интонацией;
  • во всех словах заменяет стечения согласных одним звуком («тк = ть»);
  • называет предмет по просьбе, часто использует уменьшительные суффиксы  (носик);
  • появляются первые падежи существительных  (ручку, ножку)и формы множ. числа (ножки, ручки);
  • любит сразу сообщать о своих действиях, наблюдениях;
  • употребляет по смыслу некоторые формы глаголов ( иду – иди)
  • понимает выражение типа «мамины туфли»;
  • понимает значения пространственных предлогов;
  • знает слова «большой, маленький, хороший, плохой»;
  • может знать название одного цвета;
  • подбирает по названиям несколько картинок из детского лото;
  • понимает несложный рассказ взрослого о событиях из своего прошлого опыта;
  • внимательно слушает знакомые песенки, стишки, проявляет «эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета;
  • различает понятия «один – много»

 

! Надо обратить внимание, если ребёнок:

 

  • не начал на Ваш взгляд хорошо понимать обращённую к нему речь и ориентируется в своих действиях на принятый порядок действий взрослого или наглядный показ;
  • плохо усваивает новые слова, не пробует связывать их во фразу, состоящую из наименований действия и объекта, на которое оно направлено;
  • продолжает добиваться своего с помощью жестов, возгласов, плача;
  • не научился играть с игрушками, а продолжает манипулировать ими;
  • перестал говорить даже те слова, которые Вы от него слышали;
  • не обращает внимания на игры других детей, играет в одиночестве, молча;
  • не может выслушать до конца даже самую короткую сказку, механически пролистывает книжки, не обращая внимания на картинки, не учит короткие стишки.




Сообщение 2

Этапы развития языка и речи

Первые слова – с 1 года до 1,5 лет

Что говорит Ваш ребёнок?

1 год – 1 год 3 мес.:

  • говорит несколько слов, часто пользуется жестами и возгласами;
  • употребляет слово в значении целого предложения с подобием интонации;
  • произношение нечёткое, слова понятны только маме;
  • важные слова «ещё», «нет», «всё» ; быстро усваивает слова, связанные с едой и игрой;
  • может точно  подражать некоторым простым словам типа «дядя»;
  • требует предметы, используя указательный жест и слово

Как Ваш ребёнок понимает Вас?

  • знает своё имя и имена 1-2 близких людей;
  • связывает предмет с его названием;
  • указывает знакомые предметы;
  • может показать 1-2 части тела;
  • различает эмоции говорящего, его интонацию;
  • следует простой инструкциитипа «принеси куклу»;
  • понимает слова «горячо», «вкусно»;
  • может узнать знакомый предмет на картинке, если демонстрировать изображение и предмет вместе;
  • прекращает действие, когда говорят «нельзя»

1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.:

 

  • говорит 20-50 упрощённых слов, новые слова усваиваются медленно, легче учит слова, связанные с конкретными предметами и действиями;
  • жест часто заменяет действие или указание, необходимое для понимания всего высказывания;
  • различается интонация вопроса;
  • ясно звучат только очень простые слова (из 2 слогов);
  • любит подражать голосам животных, играет в игры «Кто так поёт?», «Гуси-гуси»;
  • соблюдает очерёдность реплик;
  • умеет привлечь к себе внимание и выразить недовольство словами;
  • в игре разговаривает сам с собой, иногда различимы отдельные слова
  • знает по именам близких людей;
  • различает названия действий, выполняемых с одним предметом (лить воду, пить воду);
  • указывает на себя, отвечая на вопрос, кто это сделал;
  • показывает части тела и некоторые детали лица (рот, глаза, нос);
  • учится выполнять словесную инструкцию в два действия (накорми куклу и уложи спать);
  • может по просьбе найти предмет вне комнаты;
  • находит игрушку такого же цвета («Дай такой же»);
  • внимательно слушает чтение сказок, стихов;
  • узнаёт изображение одного знакомого предмета на картинке

 

Обратить внимание, если ребёнок:

  • не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые Вы ещё слышали в период лепета;
  • не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ;
  • отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить;
  • общается с помощью жестов и отдельных возгласов, часто капризничает;
  • не любит заниматься с игрушками, слушать сказки, не рассматривает картинки в детских книжках


1 сообщение

Этапы развития языка и речи

Доречевой период (от 0 до 1 года)

Что произносит Ваш ребёнок:

0-1 мес.:

  • первичные голосовые реакции (крик, кряхтение), свидетельствующие об удовлетворении  его жизненных потребностей

Как Ваш ребёнок понимает Вас:

  • успокаивается, когда его берут на руки;
  • успокаивается, когда слышит Ваш голос

1-3 мес.:

  • издаёт булькающие, ворчливые, повизгивающие звуки;
  • издаёт несколько гортанных звуков: АХ, ОХ, ЕЕ, ЕХ, ОО, УХ;
  • отчётливо произносит два любых гласных звука (гуление – «гуканье»);
  • звуки становятся интонационно выразительными
  • улыбается, произносит звки в ответ на Ваше эмоциональное обращение;
  • произносит звуки в ответ на Вашу улыбку;
  • «комплекс оживления» в ответ на Ваше эмоциональное обращение: одновременно улыбается, издаёт звуки, и двигает ручками и ножками

4-6 мес.:

  • произносит три разных гласных звука: А, АХ, УХ, ОО, ЕЕ, ЭХ;
  • может поддерживать с Вами «диалог», обмениваясь с Вами звуками;
  • активное гуление;
  • появляется первый слог «ГА, МА»;
  • может повторить за Вами тот слог, который уже научился произносить
  • хорошо узнаёт Ваш голос;
  • улыбается Вашему отражению в зеркале;
  • по-разному реагирует на строгую и ласковую интонацию Вашего голоса;
  • начинает кооперироваться с Вами, например, во время игры в «Ладушки»

6-9 мес.:

  • спонтанно произносит комбинации слогов, например, «Ба-Ба, ГА-ГА (начало лепета);
  • произносит 4 слога, например, «ДА, БА, ГО, АМ, ЭН»;
  • повторяет за взрослыми слоги, которые уже научился произносить;
  • начинает пользоваться пользоваться жестами;
  • экспрессивно тараторит. Копируя интонации родного языка
  • улыбается своему отражению в зеркале;
  • оборачивается, услышав своё имя;
  • на вопрос «где?» находит взглядом2-3 предмета;
  • выполняет простую, устную просьбу, например, «Помаши ручкой – пока-пока»;
  • обращает внимание на картинки

9-12 мес.:

  • повторяет за взрослым новые слоги;
  • появляются первые слова;
  • имитирует слово (имитация может состоять из одних гласных);
  • использует два слова по назначению
  • выделяет в потоке речи 1-2 знакомых слова;
  • знает названия знакомых предметов и действий;
  • понимает слово «нельзя»

 

!!!   Обратить внимание, если ребёнок:

  • не вздрагивает при резком, громком звуке;
  • не улыбается и не издаёт звуки в ответ на эмоциональное обращение;
  • вокализации носят монотонный характер и эмоционально не окрашены;
  • избегает смотреть Вам в глаза или смотрит «пустым» взглядом, широко раскрыв глаза;
  • не реагирует на своё имя;
  • плохо вовлекается в игровое взаимодействие;
  • лепет бедный, постепенно затухающий после 6 месяцев;
  • не повторяет звуки и слоги за взрослым

Схема системного развития нормальной детской речи         (сообщение 1)

 

Возраст

Развитие фразы

Усвоение частей речи

Слоговая структура слова

Усвоение звуковой стороны слова

Наблюдения ребёнка над явлениями языка

Объём и типы предложений

Грамматический строй речи

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные слова

Звуки

Стечения согласных

 

1 год 3мес.-8 мес.

Отдельные аморфные слова в роли предложения (около 30 слов)

Нет

Названия лиц, предметов (более 20 слов)

Появляются позже сущ. Это названия действий «бух», «ди» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

Воспроизводится один слог в слове – ударный или два одинаковых – «га-га», «ту-ту»

Ударные гласные:/а,о,у,и/;

согласные

/м,н,п,б,к,г

дь,ть,нь,ль,с/

Нет

Нет

 

1 год 8 мес.-10 мес.

Объединяет в одном предложениии  2 аморфных слова (87 слов)

Нет

Несклоняемые слова

Неспрягаемые формы во 2 лице ед.ч. повелительного наклонения («дай», «неси», «ди»)

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова. В трёхсложных словах опускается один слог (молоко= «моко»)

Звуки /х, п, й/.

Часто в слове опускается начальный или последний согласный звук

Появляются в середине сочетания «льк, ськ, пк»

Нет

1 год 10 мес.-2 года 1 мес.

Рост предложений до 3-4 слов

Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование им. пад. с глаголом.

Появляется словоизменение.

Многие предложения строятся аграмматично

Появляется употребление вин. пад. с оконч. –у;

им. пад мн. ч. с оконч. –ы, -и (фонетически всегда –и),

иногда предложный пад. с оконч. –е;

суффиксы в уменьшительном значении

Первые грамматические формы у 18глаголов: повелительное наклонение 2 лица, инфинитив, наст. и прош. время 3 лица ед. ч. (оконч.

-ет.;–ит; -а); первые возвратные глаголы.

Приставки часто опускаются

Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с сущ., чаще в им. пад. ед. ч. муж. и жен. рода

«Вот, там, где, ещё, хорошо, надо, не надо».

Иногда смешиваются личные местоимения

(о себе ребёнок говорит в 3 лице)

Нет предлогов и союзов.

Частицы «ка, да, не, то)

В трёхсложных словах опускается один слог; может сохраняться количество в четырёхсложных словах

К 2 годам твёрдые звуки /н, т, д/

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Нет

 

2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.

Рост предложения до 5-8 слов. Появляются бессоюзные сложносочинённые предложения, а затем с союзами

Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других одного синтаксического значения («ложком», «вилком»;

Суф. –ок,

 -чик

Усваиваются творительный и дательный падежи; падежные окончания

у; -е; -а; -ом; реже

–ой;

во множ. ч. –ы (фонетически –и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2 лица мн.ч.).

Разраничивается настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных.

Нарушается согласование сущ. множ. ч только в им. пад.

Усвоены личные местоимения.

Наречия «больше, меньше, короче, скорее»

Появляются предлоги «в, на, у, с»; союзы «и, а, то, потому что, тогда, когда»

В многосложных словах опускаются предударные слоги, иногда приставки

Твёрдые согласные /с, л/; затем /ы, в, р, з/.

Смешения артикуляционно близких звуков

Всё ещё не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно

Нет

 

!!!   Обратить внимание, если ребёнок:

 

  • не вздрагивает при резком, громком звуке;
  • не улыбается и не издаёт звуки в ответ на эмоциональное обращение;
  • вокализации носят монотонный характер и эмоционально не окрашены;
  • избегает смотреть Вам в глаза или смотрит «пустым» взглядом, широко раскрыв глаза;
  • не реагирует на своё имя;
  • плохо вовлекается в игровое взаимодействие;
  • лепет бедный, постепенно затухающий после 6 месяцев;
  • не повторяет звуки и слоги за взрослым


Диагностическая шкала оценки

довербального и начального вербального развития

 

 

Возраст (месяцы)

 

 

Основные показатели довербального и вербального развития

 

1

Реакция сосредоточения на речевое общение мамы с ребёнком

2

Улыбка при общении

3

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4

Дифференцированность комплекса оживления, смех

5

Дифференциация направления звука, певучее гуление

6

Лепет

7

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция

8

Реакция на незнакомое лицо;

 повторение одинаковых слогов ба-ба-ба…

9

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»

10

Ситуационное понимание обращённой речи, предметно-действенное общение со взрослым;

использование 1-2 лепетных слов, понятных в данной ситуации

11

Использование 3 лепетных слов с соотнесением

12

(1 год)

Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением;

понимание простой инструкции, дополняемой жестом

15

(1 год 3 мес.)

Словарный запас увеличивается до 6 слов;

ребёнок понимает простую инструкцию без жеста

18

(1 год 6 мес.)

Показывает одну из частей тела,;

 словарный запас из 7-20 слов

21

(1 год 9 мес.)

Показывает 3 части тела;

 использует фразу из 2 слов;

 словарный запас – 20 слов

24

(2 года)

Показывает 5 частей тела;

 имеет словарный запас - минимум 50 слов;

понимает двухэтапную инструкцию;

неадекватно использует местоимения «я, ты, мне»;

предложения строит из 2 слов

30

(2 года 6 мес.)

Адекватно использует местоимения «я, ты, мне»;

повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»

36

(3 года)

Словарный запас составляет 250 слов;

использует предложение из 3 слов;

овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребёнок называет своё имя, пол, возраст;

понимает значение простых пространственных предлогов «положи на…; положи под…»

 

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте

20180130 092255

20180130 092417

20180130 092935

20180130 093245

20180201 090703

20180201 090723

20180201 090734

20180201 090818

20180202 090526

 

Перед тем, как ребенок пойдет в школу, современная действительность требует, чтобы он уже был достаточно знаком с основными школьными дисциплинами и желательно умел читать. Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе.  Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть уметь проводить звуковой анализ слов.  В возрасте от 3 до 7 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению.

 К сожалению, многие дети начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников, которые не знакомы с закономерностями развития письменной речи, тем самым, допускают серьезные методические ошибки. Например:

- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

- Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) . Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

- Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводитсяв школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Давайте запомним:

  1. Звуки - звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (гласят).  Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
  3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно растянуть (ССС, МММ) ,но не петь.  Эти звуки СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому их и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками.
  4. Согласные  звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] -  звучат сердито (твердо), называются  согласными твердыми звуками и обозначаются синим цветом.
  5. Согласные звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] -  звучат ласково (мягко),  называются  согласными мягкими звуками и обозначаются зеленым цветом.
  1. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары. 
  2. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары .

С 6 лет дети с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы:

  1. Опознание буквы в ее связи со звуком.
  2. Слияние нескольких букв в слог.
  3. Слияние нескольких слогов в слово.
  4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

  1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).
  3. Вести подготовку руки дошкольника к письму .К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе.

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые (ПА) и обратные слоги (АП), затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).

При обучении чтению и письму желательно использовать  различные игры и игровые упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усвоить программный материал.

Продолжение следует………..

 

Интеллектуальное развитие

В этой области ребёнок должен уметь:

  • Решать простые логические задачки, головоломки, ребусы, отгадывать загадки;
  • Находить лишний предмет среди четырёх («капуста, перец, яблоко, помидор»);
  • Добавлять в однородную группу предметов недостающие предметы;
  • Уметь сравнивать предметы: чем похожи и чем отличаются;
  • Группировать предметы по одному признаку и называть его – классификация предметов (предметы мебели, одежды и т.д.);
  • Восстанавливать последовательность событий, раскладывать картинки в определённой последовательности;

Развитие памяти, внимании, речи, зрительного восприятия

Дошкольнику нужно уметь:

  • Находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
  • Описывать по памяти картинку;
  • Запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
  • Точно копировать простой узор;
  • Писать графические диктанты;
  • Прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
  • Пересказать прочитанный рассказ;
  • Составлять рассказ по картине

ТЕСТЫ
Что должен знать ребёнок, поступающий в первый класс
(общие знания):
• Знать свою фамилию, имя, отчество, рассказать, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• Знать, в каком городе/стране ты живёшь, назвать другие знакомые страны;
• Знать названия самых распространённых растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, рыб, птиц, отличать домашних животных от диких, деревья от кустарников, фрукты от ягод и овощей;
• Уметь объяснить, почему одних животных называют дикими, а других домашними. Рассказать, какую пользу приносят домашние животные человеку;
• Назвать главные внешние отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество);
• Назвать детёнышей животных, домашних и диких, детёнышей домашних птиц;
• Знать, что овощи растут в поле или в огороде, а фрукты в саду;
• Назвать фрукты и ягоды, которые растут на деревьях и кустах; назвать овощи, которые растут в земле, лёжа на грядках и на кустике; назвать овощи и фрукты красного, зелёного, жёлтого, оранжевого цвета;
• Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы;
• Назвать комнатные растения, которые есть в саду и дома;
• Какой транспорт называют воздушным, водным, наземным, подземным;
• Показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть;
• Дотронуться левой рукой правого уха, правой рукой левого колена;
• Назвать город, в котором мы живём;
• Какие профессии ты знаешь;
• Какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг;
• Назвать мебель, посуду, одежду, обувь, фрукты, овощи;
• Уметь ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, назвать, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
• Иметь представления о природных и погодных явлениях;
• Знать основные и оттеночные цвета;
• Знать понятия «право-лево»;
• Знать названия популярных видов спорта; самых распространённых профессий; основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• Назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• Знать государственные праздники;
• Уметь рассказать о своих любимых занятиях

 

Уважаемые родители, обратите внимание!

                Зеркальный малыш

Родители чаще всего замечают, что их ребёнок левша, в 1-2 года. И окончательно убеждаются в этом к 5-6 годам. И тут многие из них ошибаются. Настоящий левша – тот, у кого ведущую роль играет не только левая рука, но и левое ухо, левый глаз.

   Проверка с пристрастием.

Чтобы определить ведущий глаз, сверните трубочкой лист бумаги и попросите ребёнка через эту трубочку на что-нибудь посмотреть. К какому глазу он её поднесёт, тот и является главным.

Чтобы найти ведущее ухо, положите на стол часы. Предложите ребёнку внимательно послушать, как они тикают, и посмотрите, каким ухом он к ним наклонится.

   Почему нельзя переучивать.

Нельзя нарушать ход природы! Все « переделанные» животные и растения получают с новой жизнью и букет негативных эмоций.

Ни в коем случае нельзя переучивать  маленького левшу! Ребёнок станет нервным, раздражительным, ленивым. Он будет плохо учиться. Впоследствии его организм может так воспротивиться, что разовьётся мышечный гипертонус, ребёнка будут мучить страхи, ночные кошмары, нервные тики, истерики и даже энурез. По статистике, каждый третий ребёнок с заиканием – «переделанный» левша.

Чаще всего комплекс левши появляется по вине взрослых. Малыши бессознательно переживают свою особенность, а ежедневное подчёркивание этого только усугубляет эту проблему. Не говорите ему, что он левша, и ребёнок незаметно пройдёт все ожидаемые трудности.

    Левша или правша? Как узнать?

1.Скрестите руки на груди. Ведущая рука окажется сверху.

2.Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

3.Сложите руки в «замок». Большой палец ведущей руки окажется сверху.

4.У ведущей руки луночка ногтя большого пальца и мизинца больше.

5.Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.

6.Возьмите карандаш, «прицельтесь», выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз ведущий, и наоборот. Бывает, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, оба глаза ведущие, целевые. Это явление называется амбидекстрией.

                 Памятка родителям

- Рабочее место должно быть организовано так, чтобы свет падал справа.

- За партой ребёнок должен сидеть слева, при таком положении ему не будет мешать правая рука соседа.

- Привычный правый наклон при письме – для левши проблема, не требуйте от него невозможного.

- Игры, развивающие координацию движений пальцев и кистей рук, упражнения с мячом, плавание, вязание – всё это поможет ориентироваться в «правом» мире и чувствовать себя увереннее.

 

 

 

  

 

Логопед советует

ВРЕДНА ЛИ ПУСТЫШКА

Ничто так не может успокоить кричащего малыша, как возможность пососать бутылочку с соской или пустышку. Сосательный рефлекс даёт возможность ребёнку чувство эмоциональной защиты и комфорта.

Стоматологи свидетельствуют, что сосущие движения челюстей и  губ, могут быть причиной неровных зубов. Из-за этой привычки могут возникнуть нарушения расположения зубов во рту, аномалии прикуса, хотя постоянные зубы вырастают значительно позже. Но в тоже время врачи считают, что исправить прикус проще, чем бороться с эмоциональными проблемами ребёнка, которые могут быть вызваны слишком быстрым отучением от сосания. Как правило, длительное сосание соски или пальцев уже связано с какими-то психологическими проблемами малыша.  Обычно у ребёнка отучение от пустышки в возрасте между годом и двумя происходит без особых эксцессов.

 

 

 

 

Учитель-логопед рассказывает!

 

Последние наблюдения показывают, что количество детей, имеющих различные нарушения речевого развития, возрастает с каждым днём. Эти дети в будущем составляют группу риска по неуспеваемости в школе, главным образом, при овладении письмом и чтением. Основными причинами неуспеваемости являются наличие дефектов произношения, недостаточное развитие фонематического восприятия, задержка развития или недоразвития всех сторон речевой деятельности (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи).

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Своевременное коррекционное воздействие на нарушенные стороны речевой функции позволяет избежать неуспеваемости в школе, негативного отношения к учёбе, повысить познавательную активность при усвоении знаний.

Процесс развития речевой функции проходит несколько этапов.

В возрасте до года ребёнок улавливает ритмико-мелодические структуры, формируется восприятие звуков, ребёнок начинает постепенно овладевать фонетической системой русского языка независимо от артикуляционной чёткости в следующем порядке:

- гласные – согласные;

- глухие – звонкие;

- твёрдые – мягкие.

Для детей до 3-х лет характерно использование звуков-заместителей. К началу 4-го года жизни дети при благоприятных условиях воспитания дети усваивают систему русского языка. Допустимо неточное произношение шипящих, свистящих звуков, звуков \Л\, \Р\. Важно отметить, что в 3 года у ребёнка должна быть сформирована фразовая речь, разговорная функция речи, способность общаться посредством диалога. В этом возрасте отмечается активная склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.

Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речевого центра в коре головного мозга, способностью к подражанию, благоприятной речевой средой.

Таким образом, возраст ребёнка до года, 3 года и 5 лет являются этапными в становлении полноценной речевой функции.

Отклонения от нормы: отсутствие лепета, лепетных слов в год, слов-заместителей и элементарной фразы в 2 года; отсутствие речи (наличие отдельных слов) в 3 года, неправильное произношение всех групп звуков в 5 лет должны насторожить родителей и своевременно обратиться к специалистам за помощью.

                                                                                  Продолжение следует…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok