Главная Родителям

Советы педагога - психолога

 

Как организовать 

подготовку ребенка к школе?

 

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребенка занятия.

 

  • Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание пересказ, проигрывание сказок, пение – все это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам, но занимайтесь побуждайте ребенка думать, объясняя свои выводы.
  • Никогда не ругайте ребенка во время занятий. Если у ребенка что-то не получается или он чего то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребенок усвоит материал. Искусство и  трудность для взрослого – не словами объяснять ребенку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребенок понимал бы что к чему. Если ребенок не понимает что-то, чаще всего это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).
  • Помните, ребенок 5- 6 лет не может работать долго, 15-20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребенком. Выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.
  • Проявляйте положительный интерес к занятиям ребенка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.
  • Важно привить ребенку веру в его силы. Хвалите его и не в коем случаи не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиске решения.
  • Стимулируйте интерес ребенка к окружающему миру. Задавайте ребенку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
  • Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
  • Не старайтесь «натренировать» ребенка на выполнение заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребенок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
  • Развивайте образные представления ребенка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
  • Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так-так неудачи могут отпугнуть ребенка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребенком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать.
  • Следует увеличивать оббьем даваемых ребенку пропедевтических, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
  • Чтобы ребенок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.
  • Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивания пуговиц.
  • Для инициативы у ребенка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

 



Стратегии коррекции

агрессивного поведения у детей

Признаки агрессивности:

 - по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.

- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины:

- нарушение эмоционально-волевой сферы:

  • Неумение ребенка управлять своим поведением;
  • Недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения.

- неблагополучная семейная обстановка:

  • Отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
  • Нет единства требований к ребенку;
  • Физические наказания;
  • Асоциальное поведение родителей.

- Трудности обучения.

Стратегия на отреагирования агрессивного поведения:

ü Помогите ребенку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением.

ü Учите выплескивать гнев в приемлемой форме;

ü Учите агрессивного ребенка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;

ü Учите ребенка выражать агрессию словами, а нефизической агрессией;

ü Стремитесь использовать чувства юмора, объяснить ребенку, склонному к агрессии: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять в ответ».

Стратегия на переключение состояния:

Стимулируйте положительные эмоции у ребенка с целью переключения с агрессивного состояния и иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения, действий с предметами, чтобы переключить ребенка на неагрессивное поведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

 - у ребенка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребенка: злой, драчун, забияка и т.д.

 - у взрослого: помните, что у Вас есть много способов изменения поведения.

Заикание.

Правила для родителей.

  • Взять себя в руки и не паниковать.
  • Попытаться разобраться в причинах дефекта речи.
  • Ликвидировать их.
  • Создать дома спокойную обстановку.
  • Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.
  • Оберегать от бурных эмоций, даже положительных.
  • Исключить шумные игры и шумные детские компании.
  • Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
  • Помочь избавится от страхов.
  • Выработать уверенность в себе.
  • Найти правильную тактику воспитания.
  • Не расходится в методах воспитания с другими родственниками.
  • При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.
  • Научить правильно общаться.
  • Постараться не ломать его стереотипы.
  • Повременить с оформлением в детский сад.
  • Как можно реже ходить в гости.
  • Не приглашать часто к себе гостей.
  • Ослабить нервное напряжение.
  • Любыми способами отвлекать ребенка от речевого дефекта и не фиксировать внимания на нем.
  • Не заставлять правильно выговаривать «невыговаривающиеся» слова.
  • Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.
  • Повышать общую сопротивляемость организма для профилактики различных заболеваний.

Правила речи для детей

  1. Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
  2. Помни, что всегда и везде нежно говорить плавно, спокойно не торопливо.
  3. Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
  4. Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
  5. Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
  6. Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
  7. Гласные звуки произноси широко и громко.
  8. Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко и без напряжения. В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук, произноси его громче и протяжнее остальных гласных

 

 

Шесть рецептов

 

избавления от гнева

 

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

 

Содержание

Пути выполнения

1.

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

 - Слушайте своего ребенка;

-Проводите вместе с ним как можно больше времени;

 - делитесь с ним своим опытом;

 - Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках и неудачах;

 - если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из в отдельности.

2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

 - Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком;

 - Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

 - Говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях

4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

 - Примите теплое ванну, душ?

 - Выпейте чаю;

 - Позвоните друзьям;

 - Просто расслабьтесь, удобно, лежа на диване;

- Послушайте любимую музыку

5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

 - Не разрешайте ребенку брать те вещи и предметы, которыми вы очень дорожите;

 -  Не позволяйте выводить себя из равновесия;

 - Умейте почувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией

6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям

 - Изучайте силы и возможности вашего ребенка;

 - Если вам предстоит сделать первый визит к врачу ( и т.д.), отрепетируйте все загодя;

 - Если ребенок капризничает в то момент, когда он голоден, хочет пить, подумайте, как накормить и напоить его во время длительной поездки.

 

Совет: каждый раз, когда вы выходите из себя из-за плохого поведения вашего ребенка, первый шаг – это подавить в себе импульс реагировать сию же минуту. Вместо этого подождите 5-10 минут. Запритесь в ванной или уйдите в другое укромное место, там закройте глаза и глубоко подышите. А затем создайте в своем воображении такие отношении  с ребенком, которые вы хотели бы иметь.




О воспитании

 

Как было бы здорово, если бы к крошечной ножке каждого появляющегося на свет малыша крепилось персональное пособие по его воспитанию! Если бы  всем новоиспеченным мамам и папам делали прививку – противоядие от повторения ошибок их собственных родителей! А еще хотелось бы, чтобы у всех людей, занимающихся воспитанием детей – матерей и отцов, бабушек и дедушек, педагогов и друзей, - были специальные устройства для чтения мыслей. Уж тогда бы они не в коем случаи не понимали бы превратно намерения малышей и не допускали бы ошибок в воспитании! И как хорошо было бы, если бы каждый ребенок рос здоровым, счастливым, безмятежным и свободным!

Увы, нет на маленьких ножках никаких руководств, не существует пока на свете ни приборов для чтения мыслей, ни вакцин, которые помогли бы родителям. 

Чтобы ответить на возникающие в процессе воспитания ребенка вопросы, каждому родителю необходимо для начала вспомнить те кризисы, которые были в его семье, детстве. Они не могли не повлиять на него, его отношения с супругом, способы воспитания детей. Нужно вспомнить все, чтобы адекватно оценивать  свою сегодняшнюю жизнь, а что-то и исправить. Ведь часто так бывает, что человек, которого унижали или били родители в детстве родители,  пройдя через это и начав свою семейную жизнь, сам унижает и бьет своих детей, забыв о прошлом печальном опыте. Вспомнив и оценив себя, можно многое исправить. 

Кроме того, чтобы обрести понимания с детьми, каждой семье хорошо было бы восстановить целостность семейных корней: без восстановления рода в прошлом, без установления понимания со своими родителями, бабушками и дедушками будет трудно рассчитывать на понимание в отношении со следующим поколением. 

Психологам часто приходится выслушивать жалобы на неблагодарных детей, которым было отдано столько сил и времени, а они не соответствуют возложенным на них надеждам и не любят родителей так, как на это рассчитывалось. 

На самом деле нам ничего не должны. Мы дали им жизнь также, как нам дали жизнь наши родители. Мы в расчете.



Памятка для родителей будущих первоклассников

Предостережения

Многие родители начинают думать об образовании ребенка задолго до школы. Но редко кто из взрослых осознает реальную трудность и сложность школы. Не только учебы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок – интеллектуальных эмоциональных, физических.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное – готовы ли мы к школьным трудностям и школьным неудачам своих детей?

Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит от взрослого, от их помощи и поддержки.

Подготовкам к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания до школы, чем больше внимания мы уделяем детям, тем выше родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи, только успехи. К сожалению, желание родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей, очень горькими бывают разочарования, огорчения, растерянность, когда у малыша, на которого возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Родители в таких случаях часто бывают нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдывают это благими намерениями. НО какими бы не были оправдания, раздражение, крики, выяснение отношений, наказания – все это дополнительные стрессовые ситуации, это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, сто это только усугубляет трудности, и создают новые проблемы.

Сейчас можно отдать ребенка как можно раньше, но рассчитываем ли мы силы ребенка? Кому-то по силам школьные нагрузки и в 6 лет, а кому – то полезнее провести годик еще дома или в детском саду. Не потому, что ребенок к учебе не готов, а потому, что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объему школьных нагрузок, с которыми он должен будет справится. И дело здесь не столько в уровне интеллектуального развития ребенка, сколько в возрастных особенностях его функционального развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья, но об этом мы почти не задумываемся.

У ребенка энурез

 

Прежде всего ребенку необходим врачебный контроль

 

  1. Никогда не ругайте ребенка за ночное недержание мочи! Не высказывайте ему своего раздражения – это только усилит заболевание.
  2. Необходимо создать вокруг ребенка спокойную атмосферу. Для того чтобы ночной сон не был слишком глубоким, следите за тем, чтобы ребенок не испытывал эмоциональных перегрузок в течении дня.
  3. Прекрасное средство понизить дневную возбудимость, - длительные прогулки перед сном, прослушивание спокойной музыки (классическая музыка, звуки природы).
  4. Не следует вести разговоры о заболевании ребенка при взрослых, особенно при посторонних людях и уж тем более -  при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на своем заболевании, усугубит чувство собственной неполноценности.
  5. Пусть болезнь ребенка станет его и вашей тайной. Это даст ему чувство уверенности и защищенности.
  6. Для того чтобы достигнуть положительных результатов в лечении, очень важно, чтобы стремление было обоюдным. Иначе говоря, ребенок должен понимать всю важность и ответственность занятий, стремится к излечению и верить успех. Если он будет относиться к тренировкам как к простой формальности, едва ли излечение станет возможным.
  7. Для того чтобы повысить уверенность ребенка в своих силах, чаще хвалите его, не бойтесь доверить ему ответственные дела, не заостряйте внимание на недостатках, концентрирую его на достоинствах ребенка. Пусть ребенок стане  вашим незаменимым помощником. Обязательно приучайте ребенка ухаживать за домашними животными, помогать престарелым членам семьи.

 

Все указанные меры должны быть направлены на формирование исключительно важной подсознательной установки: если я могу помочь другим, значит я могу помочь себе.

 

Существуют методики по укреплению мочевого пузыря, а также методики по формированию уверенности в себе, о которых вам может рассказать психолог на личной консультации.



Как вести себя с ребенком, который  упрямится

  1. Упрямство возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находится ребенок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликты в семье, непоследовательное воспитание ребенка, а также перестановка семейных ролей (например, когда мать вынуждена играть в семье роль мужчины или воспитанием ребенка занимается бабушка).
  2. Постарайтесь чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки запретов (желательно, чтобы их было немного – лишь самые основные) и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  3. Не фиксируете внимание на упрямство, «не помните зла».
  4. Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает.
  5. Не относитесь к ребенку предвзято. Предъявляйте разумные требования, соответствующие возрасту.
  6. Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас «отстал».
  7. Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте: а не проявляете ли  упрямство вы сам? Часто упрямство ребенка становится реакцией защиты на чрезмерное упрямство! Не будьте слишком властны по отношению к ребенку!
  8. Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой – таким образом, вы сможете победить то или иное проявления упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпало с его желанием.
  9. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир «его глазами».
  10.  Предоставьте ребенку право выбора. Например, вы собрались идти на прогулку, не следует спрашивать его хочет ли он гулять, если вы знаете заранее его ответ. Поинтересуйтесь.  Хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или иную одежду.
  11.  Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребенка.
  12.  Играйте вместе с ребенком – это улучшает взаимоотношения.
  13.  Не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства – таким образом вы разовьете ребенка комплекс неполноценности, ожесточите его.

Как не надо вести себя родителям с маленьким упрямцем

ü  Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.

ü Не видите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам.

ü Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях, касающихся особенно  неукоснительного выполнения основных режимных моментов (еда, сон и т.д.). Помните, что здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться вам, а,  невольно поддерживая упрямство, вы создаете почву для неврозов.

ü Если ваш ребенок особенно упрям, прежде чем перевоспитывать его, убедитесь, что он не левша (при некотором доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство).




Как научить ребенка

читать, считать, писать?

Любое обучение начинается с наблюдения и пробуждения интереса к данному виду деятельности. Движущая сила развития и обучения детей – их желание быть похожими на взрослых.

Когда ребенку читают книги, он слушает и рассматривает картинки. Но наступит момент, когда он начнет самостоятельно перелистывать любимую книгу, по памяти сопровождать иллюстрации проговариванием текста. Так он объявляет всем, что «читает».

Родители могут использовать появившееся желание. Делается это так. Сначала ребенок вместе со взрослым рассматривает крупные буквы и называет звуки, которые они обозначают. Не надо объяснять детям, что их учат читать, иначе некоторые, особенно упрямые, сразу же станут сопротивляться. Затем вместе можете нарисовать их и раскрасить их (изображать только печатные буквы). Это уже обучение письму. Про буквы можно сочинять истории, одушевлять их. А потом буквы «подружиться», например: М-И; М-А; М-У… Так происходит чтение согласной буквы с различными гласными. Ребенок научился читать по слогам! Так происходит чтение согласной буквы совместно с гласными. Ребенок научился читать по слогам! Не торопите ребенка, продолжайте читать ему книжки с яркими картинками и крупными буквами. Старайтесь сопровождать текст пальцевым слежением, то есть проводите своим пальцем по читаем строкам. Это ускорит процесс обучения.

Здесь необходимо отметить, что оптимальный возраст начала обучения зависит от индивидуальности ребенка. Если малыш познал приемы чтения, но не желает упражняться в этом, предложите ему игру «Записки с секретом», где печатными буквами взрослый, а затем и мам ребенок, указывает нахождение чего-то интересного, а затем и сам ребенок, указывает нахождение чего-то интересного. Например «КОНФЕТА В ВАЗЕ НА СТОЛЕ».

Счету нужно обучать тоже постепенно. Но называя цифру, обязательно соотносите ее с количеством предметов. Иначе у малыша нарушается развитие понятия «число». Проговаривание цифр скороговоркой не является показателем развития у ребенка математических умений. В быту, в домашних условиях малыш закрепляет счет, помогая накрывать на стол. Пусть ребенок считает игрушки, этажи, подъезды. Иногда нужно создавать условия решения задач («Нас столе, а две ложки. Сколько не хватает?) Тогда счет станет для него привычным и понятным. Начиная писать или рисовать цифры и буквы, ребенок может изображать их «зеркально». Не удивляйтесь. Перевернутые цифры, буквы сравнивайте с образцами, и у дошкольника постепенно это пройдет.

Когда ребенок рисует, пишет левой рукой, понаблюдайте за ним. Если, играя, одеваясь, он действует активнее левой рукой, то скорее всего, писать этой рукой ему будет удобнее, чем правой. Никогда не заставляйте использовать правую руку. Этим можете нанести большой вред психике малыша. При возникновении сомнений проконсультируйтесь у специалистов (психологов, психоневрологов).

Чем еще можно помочь ребенку, чтобы облегчить его вхождение в новую жизнь? Используйте  те игровые приемы и упражнения, которые доступны интеллектуальные психические процессы к предстоящей школьной нагрузке.




Надо ли играть с ребенком старшего дошкольного возраста

Те родители, которые думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят из сада в школу «НЕ наигравшись», что игры детей 5-6 лет примитивны и неинтересны.

Почему же так важно играть с ребенком,

 особенно в годы подготовки к школе?

В игре дети:

  1. Учатся применять имеющиеся у них знания.
  2. Ставятся перед необходимостью поиска новых знаний.
  3. Получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их. В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно существенно, воображение.

Взрослым нежно руководить игровой деятельностью ребенка.

 Во-первых, игра требует партнеров, а заинтересованный взрослый – хороший игровой партнер.

Во-вторых, чтобы игра была более целенаправленной, интересной, развивающей.

В-третьих, игра – своеобразное общение, а участие в нем родителей доставляет ребенку большую радость.

Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, которые:

  • формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?» «Сделай так же»);
  • развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);
  • развивают логическое мышление  («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).
  •  

Несколько советов, как организовать игру:

 

  1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребенком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.
  2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком легкие, так как интерес падает в том и другом случаи.
  3. Подробно объясните правила и игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребенка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.
  4. Придумывайте новые игры вместе с ребенком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.
  5. Занимайтесь дома с ребенком, почаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непонимающего первоклашку и задавайте ребенку различные вопросы («Почему?», «Зачем?»)

 





Детские Страхи.

Как от них  избавиться?

 

Для того чтоб выяснить как преодолеть страх перед страхами, хотелось бы немного поговорить о причинах появления и развития детских страхов. Наличие данной проблемы в семье говорит о том, что это не просто капризы и истерики ребёнка, а достаточно серьезный повод для беспокойства. Зачастую у ребёнка развивается боязнь от так называемых внушений чего-то страшного мамой или папой, к примеру, пугают, что его заберёт «бабай», леший или полицейский если он плохо будет себя вести, или же постоянно угрожают, что отрежут язык или пальцы за плохие слова или нелепые помахивания, или же мама заболеет и будет плакать, если малыш не будет слушаться. Такие примеры можно приводить долго и бесконечно. Конечно же, всё сказанное родителями говорится в шутку, чтоб только попугать малыша. Что только родители не выдумывают, чтоб их чадо было милое, послушное и выполняло все их пожелания, только забывают об одном, что ребёнок воспринимает всё сказанное взрослыми как правду.

Страх перед страхами может возникать уже в возрасте шести месяцев, когда ребёнок чутко реагирует на уход матери, ведь рядом с ней он чувствует себя в полной защите, ему комфортно, уютно, а глаза и её нежные руки говорят о полном благополучии. А вот когда мамы нет рядом, отсутствие близкого и родного человека становится для ребёнка травмирующим фактором. Данное проявление может формировать страх малыша перед одиночеством. Безусловно, это чувство со временем притупляется, если родители будут обращать внимание на слова ребёнка, к примеру, чтоб они не оставляли его где-то в двухлетнем возрасте самого в квартире или в комнате перед сном. Также страх перед страхами может возникать перед чужими и незнакомыми людьми, как раз начиная с восьми месяцев, малыш крепко прижимается к матери, старается отворачиваться от людей, плачет, капризничает. На бессознательном уровне он боится, что эти люди причинят ему боль и что-то плохое и только после того, когда человек, впервые пришедший в гости проявит к нему любовь и теплые чувства, данный страх начнёт притупляться. В обратном случае боязнь может развиваться и приведёт к возникновению фобии, если же это вовремя не выявить и не работать с ребёнком.

Следует отметить, что в возрасте трёх лет, когда малыша активно знакомят с окружающим миром, читают сказки, показывают мультфильмы и разнообразные картинки может возникнуть ещё один страх перед страхами в образе того, что ребёнок на бессознательном уровне боится умереть или заболеть, именно здесь в силу вступает инстинкт самосохранения. Он может бояться сказочных персонажей, больших собак или других животных, кататься на горках, подходить к воде, также появляются ночные страхи у детей, они плохо спят, бояться наказания и много другого. А вот очень часто в возрасте пяти и шести лет дети испытывают страх перед смертью, что в большой степени обусловлено особенностями интеллектуального развития ребёнка.

Безусловно, страхи и ночные кошмары бывают практически у всех детей и для того, чтоб они не переросли в фобии, необходимо быстро справиться с ними, для этого следует постоянно общаться с ребёнком, быть ему настоящим другом, который во всем его понимает и которому можно всегда доверять. Большая ошибка родителей, которая способствует возникновению беспокойного состояния малыша, является то, что они очень часто выяснят свои личностные проблемы и конфликты перед ребёнком. Поэтому если семейные конфликты неизбежны, выясняйте их без присутствия детей. Если же боязнь остаётся, родителям необходимо срочно обратиться к специалисту.

 Коррекция страхов у детей производиться детским психологом с помощью рисунков, ролевых игр, индивидуальных консультаций с помощью которых можно выяснить истинную причину возникновения боязни, для того чтобы нейтрализовать истоки и осилить веру в то, что данный страх не приносит никакого вреда для его жизни. 








Практические рекомендации

 

родителям гиперактивного ребенка

 

 

 

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

 

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

 

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в в воспитании;
  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность, недисциплинированность не являются умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестоких правил;
  • не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и     «нельзя»;
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с  одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного ит.д.);
  • повторите просьбу одними и теме же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за поступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

 

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

 

  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

 

3. Организация режима дня и места для занятий:

 

  • установите твердый распорядок дня ребенка и всех членов его семьи;
  • чаще показывайте ребенку как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиерактивности;

 

4. Специальная поведенческая программа:

 

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему. завести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сиденье в определенном месте после совершения поступка;
  • чащи хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
  • воспитайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно нескольких указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  • объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

 

Помните что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания  и гиперактивности наиболее действенными  будут средства убеждения «через тело»:

 

  • лишение удовольствия, лакомств, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность;
  • прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  • холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
  • внеочередное дежурство на кухне ит.д.

 

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами.

 

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

 

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохранять и во взрослой жизни.

 

         Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности  - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, что она проводится в возрасте 5 – 10 лет.


 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok